ДАТЫ ЭКЗАМЕНОВ | ОГЭ | ЕГЭ |
РУССКИЙ ЯЗЫК → | 3 июня | 30 мая |
ЛИТЕРАТУРА → | 7 июня | 27 мая |
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2010 г.
Пояснительная записка.
Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями развития современного общества, а также приспособлением образования к требованиям времени, что, в частности, предполагает качественное улучшение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и духовное оздоровление общества.
Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях. Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических традиций и воспитательных идеалов, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.
Основы систематического обучения на Руси, как свидетельствует «Повесть временных лет», были заложены Крестителем Руси cвятым равноапостольным князем Владимиром. Созданные им в Киеве и Новгороде первые училища положили начало православным общеобразовательным учреждениям.
За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения.
Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.
В первые послереволюционные годы (1918-1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.).
Советская система общего образования, с одной стороны, сумела заимствовать у дореволюционных гимназий, лицеев и реальных училищ хорошо организованную структуру народного образования, а с другой стороны, будучи атеистической, понесла невосполнимые утраты в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви.
При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание общеобразовательных учреждений, что положило начало их формирования при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах.
Важными основаниями для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в РФ» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., N 11).
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития.
К стратегическим целям образования Доктрина относит:
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.
Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» 01.12.2007г. №309-ФЗ в Статью 9. Образовательные программы
П.6. Основные общеобразовательные программы «... обеспечивают реализацию ФГОС, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников и включают в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся...».
В Статью 14. Общие требования к содержанию образования
П.2. Содержание образования должно обеспечивать:
П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
П.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими ФГОС.
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации также призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности. В структуре основной образовательной программы в дополнение к фундаментальному ядру содержания образования предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни.
Поручения Президента РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Правительства РФ от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578–р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, в 2009-2011 годах, стало ключевым моментом в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования, как системы непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания.
В национальном законодательстве стран бывшего СССР в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность, предусматривалось наличие частных учебных общеобразовательных организаций (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991г., Закон Республики Беларусь «Об образовании « от 29.10.1991г. № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» от 17.12.1992г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII).
Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание их в духе отечественных православных традиций является важнейшим компонентом образования и воспитания.
Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:
Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование опирается на:
За пределами Российской Федерации введение Стандарта православного компонента общего образования опирается на соответствующую национальную нормативно-правовую базу,
Цель внедрения Стандарта православного компонента общего образования – формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.
Задачи Стандарта православного компонента общего образования:
Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:
Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
I. Общие положения
1. Православный компонент общего образования (для образовательных организаций Русской Православной Церкви) – это система непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания на традициях православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях через внедрение (включение) в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
Православный компонент общего образования (для иных образовательных организаций) - это учебные курсы, дисциплины, предметы, модули, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
2. Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ православного компонента общего образования.
3. Стандарт Православного компонента общего образования предназначен для общеобразовательных организаций, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви, также для других, учрежденных иными юридическими и физическими лицами, общеобразовательных организаций, выбирающих его как основу духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания. Православный компонент общего образования может быть реализован во всех типах и видах образовательных организаций, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
4. Стандарт Православного компонента общего образования включает в себя требования:
Требования к результатам, структуре и условиям освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях образования.
5. Стандарт Православного компонента общего образования является основой объективной оценки деятельности православного образовательного учреждения, уровня образования обучающих и обучающихся.
6. Нормативный срок освоения программ православного компонента общего образования составляет полный срок обучения с 1 по 11 (12) класс.
7. Православный компонент общего образования ориентирован на социальный запрос православных граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», государственной Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая «представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образованиями, культуры и спорта, средствами массовой информации», соответствующими нормативно-правовыми документами иных государств.
8. Русская Православная Церковь считает духовно-нравственное воспитание личности достижимым через систему религиозного образования, регламентируемую данным Стандартом.
9. Православный компонент общего образования:
содействует формированию и обеспечению единого духовно-нравственного, образовательного и культурного пространства;
направлен на:
10. В соответствии с православным компонентом общего образования
осуществляется:
II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования.
Приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное образование и воспитание своих детей, обучающихся в любых образовательных учреждениях, имеющих государственную лицензию на общеобразовательную деятельность, зафиксировано в целом ряде актов международного права. Изначально оно было закреплено Международной конвенцией «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года; наша единая в то время страна присоединилась к этой Конвенции в 1962 году .
5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями.
О духовно-нравственном воспитании, как приоритете в системе образования, Правительством Российской Федерации было заявлено в 2001 году принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом программном документе было отмечено следующее:
«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».
Важным шагом на пути реализации этой Концепции стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе.
Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона РФ «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образование должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».
Законом РФ «Об образовании» воспрещается формирование в государственном и муниципальном образовательном учреждении централизованной или местной религиозной организации, равно как воспрещается создание там организационных структур политических партий и движений. Но действующим российским законодательством школа не отделена от Церкви, и поэтому апробация и введение православного компонента образования не воспрещается.
Национальным законодательством Украины также предполагается в качестве целей образования сохранение национальных культурных традиций, духовное и нравственное развитие личности. В качестве принципов образования упоминается его светский характер и независимость школы от религиозных организаций (ст.9 Закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991г. № 1060-XII). Преподавание вероучительных дисциплин в общеобразовательных школах возможно при наличии письменного заявления родителей и без ущерба для реализации государственного образовательного стандарта.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991г. № 1202-XII)
Закон Республики Молдова «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995г. в ст.4 предусматривает, что духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего и высшего образования - факультативным. Кроме того, предусматривалась возможность морально-религиозного образования в государственных школах всех уровней (ст.43 Закона Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII).
Таким образом, на сегодняшний день, национальное законодательство Украины, республики Беларусь и Молдовы содержит в себе предпосылки для реализации вероучительных дисциплин в общеобразовательных организациях, в том числе, включая государственные. Требования Стандарта обязательны для образовательных организаций, расположенных на территории данных государств, в части, не противоречащей национальному законодательству. Адаптация стандарта к местным формам и особенностям его реализации осуществляется соответствующими централизованными религиозными организациями на местах.
III. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования.
11. Стандарт православного компонента общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших православный компонент основных образовательных программ общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
12. Личностные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:
13. Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:
14. Предметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования с учетом содержания предметов должны отражать:
14.1. В ходе изучения курса «Основы Православной веры»:
14.2. В ходе изучения курса «Православная культура»:
14.3. В ходе изучения курса «Церковнославянский язык»:
14.4. В ходе изучения курса «Церковное пение»:
15. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви организует общую проверку уровня и качества подготовки обучающихся, текущую успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам православного компонента общего образования, используя разные формы контроля: общешкольные контрольные работы, интеллектуальные олимпиады, результаты Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», конкурсы научных и исследовательских работ, в том числе по православному краеведению, и другие.
Текущий контроль знаний учащихся по всем учебным предметам православного компонента общего образования и аттестация по итогам учебной четверти, учебного года осуществляется на общих основаниях, как при изучении основных учебных предметов.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам православного компонента общего образования должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, научно-практические конференции, различные выступления, участие в общешкольных, городских и районных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
Итоговая оценка освоения православного компонента общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на выявление достижений в освоении учащимися православного компонента основных образовательных программ общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся при освоении программ православного компонента общего образования, подлежащим анализу и качественной оценке (не выражающейся в отметке или письменной характеристике), относятся ценностные ориентации обучающихся.
IV. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования.
16. Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на каждой ступени образования (начальной, основной, средней (полной)) и направлен на православное духовно-нравственное, социальное, личностное развитие обучающихся, что в рамках учебного заведения призвано содействовать формированию соответствующей воспитательно-образовательной среды, православного уклада образовательного учреждения, способствующего решению задач православного образования и воспитания.
17. Православный компонент основных образовательных программ общего образования содержит обязательную (инвариативную) часть и рекомендуемую (вариативную) часть. Православный компонент основных образовательных программ общего образования, как правило, должен быть включен в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, и при необходимости также в систему дополнительного образования.
18. Православный компонент предусматривает интеграцию в следующие разделы основной образовательной программы:
18.1 В разделе «Пояснительная записка» раскрываются:
18.2. В разделе «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» должно быть отражено единство Церкви, семьи и школы в совместной педагогической работе по воспитанию обучающихся.
В основу программы должны быть положены основные принципы (верность православной традиции, преемственность, непрерывность, целостность) и задачи православной педагогики, понимание процесса воспитания в свете христианской антропологии (учение Церкви о человеке), базовые национальные (этнокультурные) ценности обществ, большинство членов которых принадлежит к традиции русского Православия, национальный идеал православной традиции (по отношению к Российской Федерации - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Программа должна обеспечивать:
Программа должна быть ориентирована на становление личности ученика в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа;
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания.
18.3. В разделе «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен:
Содержание планируемых результатов освоения православного компонента общего образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
При оценке деятельности православных образовательных учреждений должны учитываться планируемые результаты освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ.
18.4. В разделе « Базисный учебный план»:
Обязательная (инвариативная) часть православного компонента общего образования, как правило, должна быть включена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения), в качестве учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, или учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Обязательные учебные предметы православного компонента общего образования и основные цели их реализации, а также дополнительные обязательные учебные предметы для православных гимназий приведены в таблице:
Учебный предмет Основные цели реализации содержания
Основы православной веры Сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия через представления о Боге и сотворенном Им мире, вере и человеке, созданном по образу и подобию Божию. Раскрыть значение Евангелия как основы жизни человека, Христоцентричность человеческой истории. Помочь учащимся осознать себя чадами Церкви Христовой и утвердить в основах духовной жизни. Осознать смысл жизни как путь ко спасению, к Богу. Сформировать представление о Церкви как соборном единстве, в котором раскрывается соборная природа восстановленного человеческого естества.
Православная культура Раскрыть значение Православия в становлении и развитии духовно-нравственного облика народов, духовно окормляемых Русской Православной Церковью, их культуры, быта, традиций, образа жизни; православной цивилизации как исторического феномена. Научить воспринимать и понимать красоту и величие духовных и нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в христианском наследии отечественной и мировой культуры. Освоить знания об истоках, видах и школах православной культуры (церковного искусства). Развить художественный вкус, приобщить к шедеврам христианского мира.
Церковно-славянский язык Сформировать представление о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов. Раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. Овладеть традициями церковнославянского языка для развития навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Церковное пение Раскрыть значение церковного пения в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Овладеть традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с практикой клиросного пения в русском православном храме. Развить вокально-хоровых навыки, музыкальный слух и певческий голос. Знать основные песнопения церковного богослужения (Божественной Литургии).
Греческий язык* Дать представление о языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приуготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века. Раскрыть связь церковнославянского языка с языком греческого богослужения и богословия. Приобщить к истокам христианской письменности, к основам европейской науки, литературы и культуры.
Латинский язык* Дать представление о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков.
Логика* Сформировать представление о логике как универсальной науке, инструментарии для освоения других областей знаний, раскрыть ее уникальное значение для формирования духовно-нравственной культуры человека.
Дать знания о формах мышления (понятии, суждении, умозаключении); законах (принципах) мышления. Сформировать практические навыки аргументации, доказательства и опровержения. Раскрыть связь логики с эристикой (искусством спора) и риторикой.
* - для православных гимназий
Рекомендуемые учебные модули являются средством углубления, как обязательных предметов православного компонента общего образования, так и родственных предметов обязательной (инвариативной) части учебного плана федеральных государственных образовательных стандартов. В перечень рекомендуемых учебных модулей входят: Церковная история, История Русской Православной Церкви, Агиология, Православное богослужение, История церковного искусства, Сравнительное богословие, Нравственное богословие, Основное богословие и др. Для гимназий наличие учебных модулей в предметных образовательных программах обязательно.
Внеурочная деятельность в православном образовательном учреждении может осуществляться, например, в таких формах, как кружки (церковное пение, церковные художества, ремесла), секции, круглые столы, конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования (православное краеведение), посещение храма, участие в Богослужении, церковных праздниках, в формах социального и миссионерского служения (помощь обездоленным, нуждающимся, сиротам, связь с социальными учреждениями), паломнические поездки, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении храмов, монастырей, святынь Русской Православной Церкви), участие в православных молодежных движениях и сообществах.
При организации внеурочной деятельности обучающихся православным образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей играют летние православные лагеря.
18.5. В разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» определяется содержание (фундаментальное ядро) обязательных учебных предметов, курсов и рекомендуемых учебных модулей православного компонента общего образования.
Содержание (фундаментальное ядро) учебных предметов, курсов и рекомендуемых учебных модулей является основой для разработки образовательным учреждением рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам модулям, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения православного компонента общего образования.
Рабочие программы должны включать:
18.6. В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ должна включать требования к структуре и содержанию:
V. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования.
19. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования включает кадровые и материально-технические параметры.
20. Общим результатом реализации указанных требований должно быть создание оптимальной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей:
21. В целях обеспечения реализации православного компонента общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
22. Требования к кадровым условиям реализации православного компонента общего образования включают:
к личности учителя:
Православное образовательное учреждение должно взаимодействовать с государственными органами управления образованием, другими образовательными учреждениями с целью восполнения недостающих кадров высокой квалификации, вести постоянную методическую работу через методические объединения православных педагогов, методические объединения по предметам, использовать лучший опыт систематизации православного образования и воспитания.
23. Материально-технические условия реализации православного компонента общего образования должны обеспечивать:
Православное образовательное учреждение должно обеспечивать оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием, техническими средствами (компьютер, аудио-, видео сопровождение), материалами и оборудованием в системе дополнительного образования.
24. Информационно-образовательная среда православного образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда в православном образовательном учреждении должна создаваться на принципах духовной безопасности.
25. Учебно-методическое и информационное обеспечение православного компонента общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией православного компонента образования.
Православное образовательное учреждение должно быть обеспечено учебными и учебно-методическими пособиями, имеющими гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, по обязательным учебным предметам и рекомендованным учебным модулям, курсам православного компонента общего образования, литературой духовно-нравственного содержания.
Православное образовательное учреждение должно обязательно иметь библиотеку (медиатеку), укомплектованную книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, Библейскими атласами, исторической православной литературой, справочно-библиографической и иной литературой в печатном и электронном виде.
VI. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разрабатывает основные документы, обеспечивающие реализацию православного компонента общего образования:
Образовательное учреждение разрабатывает на основании этих документов православный компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, который утверждается на педагогическом совете православного образовательного учреждения или методическом объединении православных педагогов и согласовывается с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.
Образовательное учреждение при участии специалистов епархиального отдела религиозного образования и катехизации проводит промежуточную и итоговую аттестацию выпускников, организует участие обучаемых в школьных, городских, региональных, общероссийских конкурсах по «Основам православной культуры», православному краеведению и другим предметам; миссионерскую и социальную деятельность, работу с семьей и родителями.
VII. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования.
Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования возлагается правящими архиереями епархий на Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации при общей координации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Кафедра Русской Словесности © 2013 Все права защищены