ДАТЫ ЭКЗАМЕНОВ | ОГЭ | ЕГЭ |
РУССКИЙ ЯЗЫК → | 3 июня | 30 мая |
ЛИТЕРАТУРА → | 7 июня | 27 мая |
Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количество вопросов не только у ученика, но и у учителя. Готовя ребят к написанию сочинения, необходимо помнить, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. И нетрудно заметить, что возглавляет список проблема текста. Невнимательное чтение, неправильная формулировка проблемы исходного текста может свести всю работу выпускника к нулю. Поэтому очень важно правильно построить занятия по подготовке будущих выпускников к выполнению этой части ЕГЭ по русскому языку. Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1. ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2. поэтапный разбор каждого критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы её оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3. работа над композицией сочинения;
4. написание и проверка сочинения по разработанным критериям оценивания.
Итак, остановимся на проблеме исходного текста (К1). Ключевыми вопросами занятия становится следующее:
• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
Что же такое проблема текста? Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многое другое. Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».
Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.
Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: человек и общество, человек и природа, человек и человек, человек и культура/ искусство, человек и язык/речь, человек и нравственные ценности.
Как показывает опыт подготовки учеников к сочинению на ЕГЭ, ребятам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий приём:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением. Поэтому, определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Он должен помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Следовательно, формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Например:
Пробочное воспитание
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучиться.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлиному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (просверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматривается.
Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворённых образах неодушевлённых предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.
Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать её основой своего сочинения.
Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нём несколько проблем.
Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:
1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
2. Формулировка в виде вопроса даёт больше возможности в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть воспитание ребёнка? Этой сложной проблеме посвящён текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумалась над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своём тексте автор.
Итак, необходимо быть предельно внимательным при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Успехов вам, уважаемые коллеги!
Кафедра Русской Словесности © 2013 Все права защищены