ДАТЫ ЭКЗАМЕНОВ | ОГЭ | ЕГЭ |
РУССКИЙ ЯЗЫК → | 3 июня | 30 мая |
ЛИТЕРАТУРА → | 7 июня | 27 мая |
Комплексное повторение.
· Класс: 11
· Название курса: Комплексное повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
· Название темы: Элективный курс по русскому языку
· Автор: Кожемяко Варвара Сергеевна
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен по русскому языку - это важный стимул для интенсивного комплексного повторения всего изученного в школьном курсе материала по предмету. При подготовке к ЕГЭ необходимо целенаправленное и обобщающее повторение материала, что, в свою очередь, требует новых подходов к методике и практическому оформлению.
К ЕГЭ учащийся 11 класса должен овладеть рядом компетенций, а именно:
· знание теоретического материала;
· умение применять знания при практической работе;
· владение нормами литературного языка (орфоэпическими,лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими,пунктуационными);
· умение интерпретировать текст и писать сочинение-рассуждение (эссе) на основе прочитанного текста;
Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы,выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал,использовать различные изобразительно – выразительные средства языка.Предупреждение ошибок – главное направление в работе по развитию речи школьников. Этой работе необходимо придать систематический характер, включив в нее широкий круг вопросов культуры речи, связанных непосредственно с изучением грамматики, лексики, фонетики и словообразования.
Цели данного элективного курса
· углубление знаний учащихся о системе языка, совершенствование их языковых и коммуникативныхумений;
· помочь ученикуяснее осознать смысл слов и фразеологизмов и на этой основе овладеть нормамилитературного языка в его устной и письменной форме, усовершенствовать речевуюпрактику;
· подготовитьучеников к выполнению тестовых заданий ЕГЭ
Основные темы,подлежащие повторению в рамках предлагаемого элективного курса:
· Морфемика.Морфемы, их типы и функции.
· Лексика ифразеология
· Морфология икультура речи
· Синтаксис ипунктуация
· Орфография.Организация обобщающего повторения
· Работа с текстом.Стили и типы речи
Основные особенности использованияцифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) икомпьютерных программных средств
На уроках в рамках курса и при подготовке к ним рационально использовать ряд Интернет-ресурсов, предлагающих обширнуюбазу данных, полезных ссылок, фреймов и так далее.
Использованиекомпьютера при подготовке учителя к уроку
При подготовке к уроку учитель использует все названные интернет-ресурсы,разрабатывает систему вопросов по теме, готовит распечатки этих вопросов,список интернет-ссылок по теме.
www.gramota.ru справочно-информационный портал «Русский язык»
www.edu.ru задания в форматеЕГЭ
www.gramma.ru виды лингвистического анализа
www.slova.ndo.ru крылатые слова ивыражения
www.rusword.org мир слова русского
www.ruscorpora.ru национальный корпус русского языка:информационно-справочная служба
http://vamal.org/ook опорный орфографический компакт:пособие по орфографии русского языка
http://gramota.ru/book/ritorika риторика, культура речи, лингвокультурология: лингвокультурологический портал
Ожидаемыерезультаты обучения
Положительная сдача экзамена по русскому языку
УРОК 1
Темаурока:Морфемика. Морфемы, их типы и функции.
Цель урока: повторить морфемы, их типыи функции, морфемный исловообразовательный анализ
Чтонужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
§ Компьютеры, подключенные к интернету;
§ Презентация
Отличительныеособенности («изюминки») данного урока
Этот урок можно сопроводитьмузыкой, можно показать интернет-ресурсы, но едва ли эти «изюминки» имеютотношение к новейшим технологиям. И ещё одно: от учителя требуется найти верныйтон в обсуждении очень трудной темы — с одной стороны, нельзя допустить, чтобыэмоциональное воздействие темы было ослаблено или вовсе утрачено из-зааналитического подхода к ней.
Работаучителя на уроке
Учитель напоминает и обсуждаетвместе с учениками весь теоретический материал данной темы.
Описаниедеятельности детей
Урок ведется как беседа, так чтоученики участвуют в разговоре, отвечают на вопросы и сами задают вопросы;возможен специальный небольшой доклад ученика по теме.
Чтодолжно появиться в тетрадях учащихся
Записи к тем разделам темы,которые вынесены на урок.
Домашнеезадание (в том числе, при подготовке которого, должен использованкомпьютер).
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=57028&tmpl=lib
Некоторые итоги урока
УРОК 2
Тема урока: Лексикаи фразеология
Чтонужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
§ Компьютеры, подключенные к интернету;
§ Редактор.ruhttp://www.redactor.ru/
http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
http://www.slovari.ru/lang/ru/
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Особенности урока те же, что и урока I. Лексическое значение: Слово — основная единицаязыка. Из слов состоят слово- сочетания и предложения. Слова отличаются друг отдруга прежде всего звуковым составом изначением. Возьмём слова стол, небо,картина, бег, чтение. Каждое из них имеет своё звучание и собственное(индивидуальное) лексическое значение.
Слова называют предметы, людей, животных, птиц (книга, тетрадь;писатель, рабочий; волк, корова; курица, воробей), явления природы (ветер,снег), различные действия (бегать, читать), различные признаки (белый,чистый) и многое другое.
Работа учителя на уроке и описание деятельности детей
Учитель предлагает ученикам теоретическийматериал.
Что должно появиться в тетрадях учащихся
В тетрадях появляется запись основныхправил
Домашнее задание (в том числе, приподготовке которого, должен использован компьютер)
http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Некоторые итоги урока
Речевая избыточность (плеоназм) -употребление в речи излишних и потому излишних слов: главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценныесокровища.
Речевая недостаточность -случайный пропуск слова: Картины масломпомещают в рамы (пропущено слово написанные).
Тавтология - повтор одного словаили однокоренных слов в пределах предложения или текста (в близко расположенныхпредложениях): рассказать рассказ,случился случай.
УРОК 3
Темаурока: Морфологияи культура речи
Что нужно детям и учителю для работы на уроке(оборудование и ресурсы)
§ компьютеры,подключенные к интернету;
Перечень используемых науроке цифровых ресурсов и программных средств
Правописание предлогов
http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.39;
Слитное написание предлогов
http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.40;
http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.1
Русский язык http://russia-sng.iphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=77&Itemid=1&limit=1&limitstart=3
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=22153
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
В заданиях ЕГЭрегулярно приводятся формы степеней сравнения имен прилагательных. Мы должныраспознавать ошибки, связанные со смешением простой и составной форм сравнительнойи превосходной степени: *более лучше, *самый кратчайший и т.п.,поэтому следует напомнить способы образования этих форм, а также аналогичныхформ наречий.
Из вариантных формкратких прилагательных на -ен и на -енен всовременном литературном языке чаще употребляются формы на -ен. Например:безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен,искусствен, легкомыслен, могуществен,мужествен, невежествен, свойствен и др.
Работа учителя на уроке.Описание деятельности детей
КРАССИФИКАЦИЯПРЕДЛОГОВ
Предлоги непроизводные:
в, с, к, о, на, за, от, до, из –за
Предлоги производные :
наречные предлоги образованы отнаречий: вблизи, внутри, около, впереди, вокруг, позади, согласно.
отыменные предлогиобразованы от существительных: в течение, путем, посредством.
отглагольные: благодаря,несмотря на, включая, исключая.
Запомни:
Слитно: вследствие,наподобие, насчет, ввиду
Раздельно: в продолжение, втечение, в связи с, в виде, по мере, по части
Что должно появиться в тетрадяхучащихся
В тетрадях учеников появляется материал к теме — но на этом(заключительном по теме) уроке могут возникнуть вопросы, связанные спроблематикой прежних уроков — учитель дает ответы на эти вопросы, ответы тожезаписываются.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использованкомпьютер)
Правописание предлогов
http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.39;
Слитное написание предлогов
http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.40;
http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.1
Русский язык http://russia-sng.iphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=77&Itemid=1&limit=1&limitstart=3
Русский язык: Пособие дляпоступающих в вузы: В 2-х частях. Ч. 1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=22153
Некоторые итоги урока
Если ученики смогут выполнить тестположительно, то цель уроков может считаться достигнутой.
УРОК 4
Темаурока: Работа с текстом. Стили и типы речи
Цели занятия:
Развиватьумения пользоваться общественно-политической лексикой, средствамипублицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;закрепление навыков правописания.
Обучатьучащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точкузрения.
Что нужно детям и учителю для работы на уроке(оборудование и ресурсы)
§ компьютеры,подключенные к интернету;
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсови программных средств
http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
http://www.cdo.tpu.edu.ru/rab_progr/russ_jaz.html
http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Работа по стилям речи
Разговорный Книжный
Научный
Художественный
Официально - деловой
Публицистический
Стили русского литературного языка
Что должно появиться втетрадях учащихся
Разговорный
Общение (поговорить)
Непринуждённость, расплывчатость
Разговорные и эмоционально-оценочные слова, обращения, прямаяречь; восклицательные предложения.
Научный
Сообщение (объяснить)
Абстрактность, точность, логичность
· Книжные отвлечённые слова, термины, нейтральная лексика, глаголы вформе 3 лица; сказуемые, выраженные существительными.
Официально-деловой
· Сообщение (проинструктировать)
· Официальность, точность, бесстрастность
· Официальные книжные слова, распространенные, повествовательные предложения, краткиепричастия, деепричастные обороты, придаточные предложения
Публицистический
· Воздействие (убедить)
· Призывность, эмоциональность, оценочность
· Обращения, предложения побудительные, восклицательные;риторические вопросы, повторы, антитезы.
Художественный
· Воздействие (изобразить)
· Образность, эмоциональность
· Слова в переносном значении: эпитеты, метафоры и др.;уменьшительно-ласкательные суффиксы; однородные члены предложения.
Некоторые итоги урока
· Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
· Что такое очерк?
· В чем особенность проблемного очерка?
· По какому типу речи строится проблемный очерк?
· Что такое путевой очерк? Приведите примеры.
· В чем отличие портретного очерка от портретной характеристики вхудожественном произведении?
· Каково место авторской позиции в очерке?
Если ученики смогут ответить на все вопросы, тоцель достигнута
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использованкомпьютер)
http://learning-russian.gramota.ru -Электронные пособия по русскому языку для школьников
Кафедра Русской Словесности © 2013 Все права защищены