ДАТЫ ЭКЗАМЕНОВ | ОГЭ | ЕГЭ |
РУССКИЙ ЯЗЫК → | 3 июня | 30 мая |
ЛИТЕРАТУРА → | 7 июня | 27 мая |
Методическая тема
Цикл уроков по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» в 5-м классе.
Пояснительная записка.
В этом году у меня два 5-ых класса. Ребята в основном много читают, но не всегда это серьезные книги Однако к серьезному разговору о литературе они готовы. В школьной программе поэме А.С.Пушкина уделяется очень мало уроков. Но это произведение вызывает у учащихся неподдельный интерес. Поэтому за счет сокращения изучения других авторов я решила целиком прочитать поэму с ребятами, исследовать особенности художественного поэтического текста и как итог – ученические сочинения по поэме. Урок 1. Песнь 1. Князь Владимир-солнышко. Пролог «У лукоморья дуб зеленый…»
Обращаемся к истории. Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах «заставы богатырские». Много славных подвигов совершили русские богатыри, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти народной как герой былин - Владимир Красное Солнышко. При нем начался богатый расцвет древнерусской культуры. С ним непосредственно связано крещение Руси.
Свадьба в хоромах у «светла солнышка»: отдает самую последнюю (а сыновей-то 12!), любимицу свою, младшенькую… Людмилу, всем людям милую.
А ведь в поэме – две любви! Одна – Руслана, другая – юного пастушка, играющего на волынке (это древнейший духовой инструмент, мешок из кожи или пузыря животного, в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, извлечения звука). Отсюда есть и выражение «тянуть волынку», «волынить», «проволынить», «отлынивать».
Исповедь старца финна Руслану. Старый и юный находят единство, взаимопонимание. Следует рассказ финна о любви к Наине. Наина неподкупна в своей любви. ЕЕ любовь нельзя купить никакими самыми прекрасными дарами и драгоценностями мира. Решил молодой пастух чарами околдовать свою любовь Для этого и пошел «в уединенный мрак лесов» в ученье к колдунам. И совершилось колдовство: время унесло молодость и очарование юных пастушка и Наины – они постарели вдруг – и уже не может быть между ними никакой любви. Наина стала стара, уродлива. Антитеза: красота – уродство. Увидим, оно еще не раз зловеще встанет в поэме.
Как же теперь живет вещий старец? – «С разочарованной душой». Что же утешает его в жизни? – Чтение колдовских книг. Почтительно благодарен Руслан старцу за его рассказ.
Урок 2. Песнь П. Рогдай, «угрюмый, неукротимый».
И снова звучащее имя: Рог – дай. Воинственное имя. В поэме есть и волшебный рог, он связывает людей в беде-печали, в радости-победе, торжестве быть вместе.
Каким же ехал Рогдай среди соперников? – Третьим по счету. Первым, первопроходцем, - Руслан, вторым – Фарлаф.
В песни 1 происходит испытание любви Наины и пастушка. Чем? – Красотой, богатством, временем и верностью, колдовством – чарами и… возрастом. Почему автору так захотелось вдруг сделать своих героев старыми? – Чтобы испытать стойкость, преданность, крепость их любви. А разве любовь имеет время? Она – вечна. Разве старые люди не могут любить? Выдержали любящие испытание временем, возрастом? – Нет, потому что не было у Наины к пастушку любви. А любовь – обязательно чувство обоюдное.
Вывод? Он в словах самого Пушкина:
Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны…
Работаем по картине В.М,Васнецова «Витязь на распутье». Направо пойдешь – коня потеряешь, налево – жену. Прямо пойдешь – себя потеряешь.
Первые два решения витязя Руслана никак не устраивают. А себя-то уж он постарается не потерять во что бы то ни стало: ему надо найти свою любовь, свою жену Людмилу – это дело его княжеской, богатырской, юной чести! Витязю нужно принять собственное решение, единственное – выбрать свой жизненный путь. Как это важно – принять решение! Самому.
Вопрос к классу: скажите, а как вы думаете, можно ли человека в любви приворожить, приколдовать, насильно привязать к себе?
Ответ: нельзя.
Вопрос: почему все-таки Фарлаф оказался в грязном рву? Почему Рогдай за врага-противника принял Фарлафа? Почему они чуть не сошлись в поединке?
- Руслан любил Людмилу, а у этих всего лишь ослепление ее красотой, богатством, ее положением в княжестве – она же княжеская дочь!
- Кто обычно сходится в поединке? Враги, соперники, противники, ненавидящие друг друга Соперников, Рогдая и Фарлафа, вели в любви княжеская слова, стремление к богатству, к легким подвигам. К тому же Фарлаф очень жадный.
Поэт интересно рассказывает о поединке Руслана и Рогдая.
Вопрос к классу: какой библейский персонаж упоминается во П Песни? – Царь Соломон. Чем же знаменит был Соломон? – Своей мудростью, богатством, роскошью, удивительными садами. К Соломоновой мудрости призывает Пушкин Руслана и Рогдая, Рогдая и Фарлафа в поединках.
- О каком соловье упоминается? – О китайском. Чем же известен вам этот китайский соловей? – Своим настоящим искусством, неподдельным, правдивым. Любовь Черномора искусственна, ложна, поддельна, потому что она не настоящая, завистливая.
Последний вопрос к классу: как складывается судьба Рогдая в результате поединка с Русланом?
Урок 3. Песнь Ш. Людмила.
- Почему же Черномор оказался без шапки? И что это была за шапка? Колпак. Почему именно такую шапку-колпак выбирает злодею автор? Есть выражение «околпачивать», т.е.одурачить, обвести вокруг пальца, обмануть, взять хитростью, умом, а не силой. Кто же сделал Людмилу такой сильной? – Старец финн помог как Руслану, так и Людмиле. Значит, на чьей стороне он? – На стороне Руслана и на стороне Людмилы.
- Почему?
- Чтобы помочь зародившейся, такой юной любви, она только начинается у них; чтобы не расстроилась их любовь, как расстроилась она у финна с наиной, а была бы счастливой, радостной для всех навсегда, т.е.на всю жизнь, до старости.
- Как грозил Черномор своим невольникам-арапам?
- «Всех удавлю вас бородою». Страшно. Людмилу «пугала борода». Такая страшно коварная сила.
- Как описывается поле перед горами, замками Черномора? Русское поле? Описание его стало знаменитым. Что же искал Руслан на поле? – Меч. Так он его и не нашел. Почему? Руслан взял копье и надел кольчугу.
Дети выполняли домашнее задание: мальчики искали в поэме наименования всех видов оружия, доспехов витязей, богатырей. Девочки отыскивали названия всех видов музыкальных инструментов в поэме.
У мальчишек получилось следующее: копье, медная кольчуга, броня (панцирь), шлем, боевые перчатки (рукавицы), ретивый конь, щит, меч, колчан со стрелами, кованые латы, боевой рог, булава.
У девочек: волынка, арфа, гусли, тимпан, бубны, звонкий рог.
Вопрос мальчикам: для чего нужен был рог витязю? Сзывать на битву, и оставшихся в живых – после битвы.
Появляется новый сказочный образ – голова, живая голова.
Вопрос: как бы отнеслись к такому страшному чудному явлению, как живая голова, соперники Руслана – Фарлаф и Рогдай?
Если бы она попалась на их избранном пути, они совсем по-другому отнеслись бы к ней, не так, как Руслан. Сразу бы раскрылись горячий характер Рогдая и хитрый – Фарлафа. И оба – коварны.
История взаимоотношений двух братьев – карлика Черномора и брата-великана – великолепна, так как очень поучительна. А сколько ныне таких судеб в нашей жизни! Тем более в одной семье. Коварство и зависть, жестокость и злоба губительны для людей. Это нужно понять всем.
Урок 4. Песнь 1У. Ратмир, молодой хазарский хан.
Значение слова-имени: рать и мир – антитеза, противоречивый, непостоянный герой. В отступлении от этой главы автор предостерегает читателей, нас, от ложных чувств и взглядов в жизни. Автор беседует с читателем как друг, как настоящий верный друг. Автор, поэт, собеседник наш ценит в людях прежде всего такие высокие качества, как верность, преданность, доверие, честность. Он с негодованием обличает лесть, ложь, непостоянства, коварства. У него доверительное обращение к читателям, он называет их «друзьями».
Ратмир слышит призыв молодой девицы. К тому же: великолепная русская баня.
- Как вы думаете, как чувствует себя человек после великолепной русской бани? – Обновленным, бодрым, радостным.
Восторгом витязь упоенный
Уже забыл Людмилы пленной…
…В кругу прелестных дев, Ратмир
Садится за богатый пир.
- А какие препятствия, искушения, преграды встречает Руслан на пути к Людмиле?
Ответ находим в Песни 1У.
- А как сам Пушкин относится к своей героине, избраннице Руслана, пленившей навек его сердце? – «Моя прекрасная Людмила». И этим все сказано, здесь все отношение поэта к своей любимой героине.
Спросим: какой же новый коварный замысел удумал Черномор? – Поймать Людмилу без колпака. Тут не удастся никакое «околпачивание» - это уж точно: поэт не позволит.
Урок 5. Песнь У. Руслан.
- Что такое булава? Почему это орудие так страшно? – Оголоушит (так говорят в народе). «Удар упал подобно грому» на голову Руслана. Бедная голова, Бедный Руслан! – он вызывает у учащихся непременное сочувствие. Дети же «оголоушены» такой неожиданностью – дети все в переживаниях, в сочувствии к Руслану. Коварство Черномора вызывает у них негодование.
В поэме будто бы погибают Рогдай, Ратмир, Руслан. Фарлаф убивает Руслана и тайно, коварно, воровски похищает Людмилу.
Урок 6. Песнь У1. Фарлаф.
В начале Песни снова обращение к читательнице. Своих юных читательниц автор считает верными своими друзьями, поэт бесконечно доверяет им.
- Как же выхаживал Руслана вещий старец финн? – Отличие живой воды от мертвой: первая льется, «весело журча», вторая – просто «льется».
Новая сказочная деталь: заветное кольцо.
Вопрос к классу: как вы считаете, в каких жизненных ситуациях дарится – отдается человеку «Заветное кольцо»?
- Какова судьба Черномора в поэме? Почему она сложилась именно так? По чьей задумке это происходит? – Руслана и самого Пушкина. А почему? – И вновь самый серьезный разговор с учащимися – читателями о судьбе всех героев пушкинской поэмы. О гуманности, великом человеколюбии поэта А.С.Пушкина. Ведь вроде бы все погибли – и вдруг все остались живы: и други, и недруги – значит, все соперники достойны самого лучшего на земле – мира, согласия, счастья, справедливости, взаимопонимания. Автор высокочеловечен, гуманен. Таков Пушкин – таковы и мы, его читатели, его поклонники. Иначе и быть не может. Это – суть «русского духа!»
- Ребята, каким вы представляете поэта? – Очень образованным, знающим, необыкновенно начитанным человеком. Как же отозвался о нем В.А.Жуковский? В начале Х1Х в. поэма стала очень крупным событием в русской литературе. Своей поэмой Пушкин вступил в творческое соревнование с самим Жуковским. В поэме воссоздан дух русской старины, «здесь Русью пахнем».
Злые и деспотические силы в поэме, мешающие счастью, любви, терпят поражение. Светлые начала жизни побеждают. Свет, радость, счастье – на стороне молодости, верности, любви. В поэме волшебные картины природы, богатая свободная рифмовка. В повествование о приключениях героев включены лирические раздумья, размышления самого автора, ведь речь идет о судьбе человека в поединке добра со злом. Светлые чувства добра побеждают. Добро порождает добро. Восхищенный В.А.Жуковский подарил молодому поэту свой портрет с дарственной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
И еще детям одни вопрос: может ли стать учебник в жизни выше учителя? И опять дети сами находят правильный ответ-вывод.
Глубокая работа ума и сердца учителя и учеников – таков важный итог работы над поэмой «русского духа».
Что же мы сделали вместе с ребятами, читая «Руслана и Людмилу»? Наши совместные итоги.
Читая самостоятельно поэму дома, учащиеся на отдельном листочке отмечали сказочные образы и сказочные детали в поэме. Дети с удовольствием выполняли эту работу, делились найденным на уроке. Они подходили к учителю, спрашивали, сомневались, уточняли – одним словом, окунулись в чтение поэмы – святое важное таинство.
Выучили наизусть один из предложенных им отрывков: вступление в Песнь 1; описание пира у Владимира в Киеве; описание поля боя; бой Руслана с Черномором; пробуждение Руслана.
Проведена большая словотолковательная работа.
Выписали 15 – 20 поэтических обращений с указанием, о ком эти слова и кому в поэме они принадлежат.
Увидели и оценили добрые и злые поступки героев и думали, на чьей стороне в этой ситуации сам автор, кому и как поэт сочувствует и почему.
Назвали понравившиеся выражения, высказывания.
И – самое главное – впервые написали литературное сочинение: «Моя прекрасная Людмила», «Витязь Руслан», «Сказочные образы в поэме».
Кафедра Русской Словесности © 2013 Все права защищены