ДАТЫ ЭКЗАМЕНОВ | ОГЭ | ЕГЭ |
РУССКИЙ ЯЗЫК → | 3 июня | 30 мая |
ЛИТЕРАТУРА → | 7 июня | 27 мая |
Кожемяко В.С. Учитель русского языка и литературы, завкафедрой.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о нем и знания о себе. Те явления и процессы, на которые направлена познавательная деятельность людей, принято называть объектом познания, а тот, кто осуществляет познавательную деятельность, приобретает статус субъекта познания. Литература как неотъемлемая составная часть нашей жизни тоже является предметом познания и, соответственно, неизбежно возникают две формы восприятия литературного произведения - объективная и субъективная - взаимно дополняющие и обогащающие друг друга. Если мы заглянем в философский словарь, то увидим, что « …понятие объективности предполагает два основных значения:1) то, что существует независимо от субъекта; 2) то, что является всеобщим и общепринятым.» Применительно к литературе, к литературному произведению можно говорить о том, что объективное в восприятии литературного произведения это то, что существует априорно, независимо от читателя - то есть само произведение как таковое, как данность, авторская позиция, которая тоже не зависит от читателя, а так же мысли и идеи, декларируемые в данном произведени.
Любое литературное произведение обдадает такой объективной стороной, это даже не требует доказательств. Но так как само существование литературы невозможно без читателя, то, соответственно, оно невозможно без субъективного восприятия. Воспринимая литературное произведение субъективно, читатель проецирует поднятые вопросы, описанные события на свой личный внутренний мир, на свои переживания, на свое сугубо личное мировосприятие. Таким образом, восприятие литературного произведения складывается из двух аспектов: объективная информация, поданная в произведении, и субъективное восприятие этой же самой информации. Одно без другого невозможно, возможно лишь преобладание одного над другим, зависящее от многих факторов: от возраста читателя, от его мировоззрения, от его душевного состояния. Несомненно, одна из задач преподавания литературы в школе – это научить ученика, молодого, начинающего читателя находить тот необходимый компромисс между объективным и субъективным в восприятии произведения, который станет оптимальным для наиболее полного понимания книги. Как же научить этому в школе? Ведь не секрет, что в данном вопросе нельзя использовать метод простой механической передачи информации.
Еще во времена античности было известно, что знания не могут передаваться от одного человека другому путем механического усвоения информации. «Мудрость не может перетекать от того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как вода перетекает по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой,» - так писал еще Платон в «Пире». Знания должны попадать на «подготовленную» почву. Ученик не должен воспринимать процесс обучения как систему навязывания ему определенного количества знаний, немалую часть которых он считает излишними, а зачастую и просто бесполезными.
Современный школьник, возможно, в силу изменившейся ситуации в обществе, когда все большее значение приобретает умение находить быстрые и подчас нестандартные решения, стремится (осознанно или неосознанно) на уроке не просто получать информацию, а видеть ее актуальность лично для себя. В чем для современного школьника, в частности старшеклассника, состоит эта актуальность? Во-первых, в возможности проявить свою личностную оценку того или иного факта, события, той или иной исторической личности или литературного героя. Во-вторых, в возможности приобрести практические навыки, необходимые в современной жизни, а именно: умение грамотно строить монологическую речь, умение участвовать в диалоге или дискуссии, аргументированно доказывая свою точку зрения. В-третьих, в возможности получить те практические умения и навыки, в необходимости которых он не сомневается. Педагог, со своей стороны, тоже ставит перед собой ряд конкретных задач, являющихся основной целью его преподавательской деятельности. Прежде всего, педагог должен предложить учащимся определенный объем информации, соответствующий базовой учебной программе. Помимо этого учитель должен проконтролировать и оценить уровень усвоенности материала. При этом он призван пробудить в учениках стремление к дальнейшему самообразованию или, по крайней мере, желание узнать хоть что-то, выходящее за рамки школьной программы.
Важнейшей и, несомненно, очень сложной задачей современной педагогики является поиск путей, позволяющих совместить или хотя бы приблизить друг к другу эти два направления: «хочу», «интересно», «полезно» ученика и «нужно», «необходимо» и «полезно» педагога, совместить стремление ученика высказать свое субъективное восприятие произведения и стремление учителя привлечь внимание ребенка к объективной стороне вопроса. Общеизвестно, что цель и сущность обучения состоят не только и не столько в передаче базового минимума информации, которому ученик порой не может найти применения, а в развитии личности ученика. Поэтому обучение должно быть не только информативным, но и развивающим. Цель такого развивающего обучения – развитие способностей школьника, выработка собственных убеждений и жизненных принципов, « свободного самоопределения», по выражению А.Дистервега, развитие творческих способностей и как итог – формирование самостоятельной, способной адаптироваться в современном мире личности.
Среди достаточно большого количества предметов, включенных в школьную программу, литература занимает совершенно особое место. Возможно, потому что именно литература дает возможность наиболее комплексного понимания культурного наследия человечества.
Именно этот предмет дает наиболее широкие возможности для работы в направлении развития личности ученика. Ведь в литературных произведениях не только зафиксирована информация, но и заложена эмоциональная, психологическая оценка тех или иных событий. Это делает возможным для ученика не только познакомиться с точкой зрения на ту или иную проблему или событие, характерные для конкретного времени, но и выстроить свою оценочную шкалу, спроецировать свою субъективную систему ценностей на определенное историческое событие или личность. Но, стремясь сделать литературное произведение более понятным и доступным для современного школьника, нельзя опускаться до примитивизации, излишнего упрощения, сводящегося к исключительно личностной, субъективной оценке произведения.
Ни для одного работающего педагога-практика не является секретом то, что восприятие и трактовка произведений классической русской литературы современными школьниками зачастую не только не совпадают по каким-либо критериям с традиционными, привычными, но и отличаются от них в корне, принципиально. И с этим нельзя не считаться. Нельзя, конечно, превращать отрицание устоявшейся, традиционной точки зрения в основную цель, культивировать в детях абсолютное, неаргументированное отрицание любой классической трактовки. Но не следует забывать о том, что за десятилетия, а иногда и столетия, прошедшие со времени создания того или иного литературного произведения, система культурных, этических, моральных и социальных ценностей претерпела ряд существенных изменений. Это естественный процесс, остановить или скорректировать который практически невозможно, да и, наверное, не нужно. Его нужно просто учитывать, отыскивая пути и способы приближения произведений классической литературы к душам и разуму современных подростков.
Опыт показывает, что школьники, особенно старшеклассники, для которых простого аргумента «надо», срабатывающего в младших и средних классах, уже не достаточно, лучше и охотнее воспринимают и анализируют произведения, в которых могут найти проблему, вопрос, актуальные именно для них и именно сейчас. Например, их в гораздо меньшей степени, чем их сверстников, предположим, первой половины ХХ столетия, волнует проблема революции, так как это не их проблема, этот вопрос не затрагивает их внутренний мир. А вот взаимоотношения двух поколений, проблема «отцов и детей» - это то, что волнует любого подростка ежедневно.
Следовательно, необходимо во многом пересмотреть подход к методике преподавания литературы. Прежде всего, ученика нужно заинтересовать произведением или личностью автора, постаравшись по возможности приблизить субъективное восприятие к объективной картине. Чем именно – в каждом классе и в каждом случае решает педагог. Например, как правило, у десятиклассников не вызывает энтузиазма роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», но личность самого писателя редко не вызывает интереса. Значит, в данном случае можно «пойти от автора», показав детям, что любой писатель, вне зависимости от того, сколько лет назад он жил, был таким же человеком, как они. Он любил, страдал, ошибался, его волновали самые разные вопросы, некоторые из которых волнуют и их самих, тем самым «наслоив» объективное на субъективное. Пусть Чернышевский станет для них не просто «революционно настроенным писателем», это для современного старшеклассника набор почти ничего не значащих слов, а человеком, написавшим роман о наболевшем, о том, о чем он думал, мечтал, но не мог в силу разных обстоятельств сказать. Можно придумать массу различных способов перейти от личности писателя к его произведению. При этом, мне кажется, не нужно бояться обращаться к реалиям современной жизни. Например, можно предложить детям написать не традиционную аннотацию, а придумать и составить анонс, рекламу. Пусть прорекламируют роман так, чтобы одноклассникам захотелось его прочесть или хотя бы просмотреть, что при нынешней глобальной нелюбви к чтению уже будет достижением. Но дети откроются только тому учителю, который искренне хочет их понять, который готов разделить или, по крайней мере, обсудить с ними их точку зрения. Тогда исчезает « боязнь ошибки», страх показаться смешным, нелепым. Следовательно, появляется желание доказать и отстоять свою точку зрения, а для этого нужны аргументы и навык грамотного построения монолога. Постичь же искусство спора можно только на практике: нельзя теоретически научить участвовать в диалоге. Это путь проб и ошибок. И основная, очень трудная задача педагога – направить спор, диалог в нужное русло, корректировать, по мере необходимости, поведение, лексику и эмоциональный накал. Случается, что точка зрения детей заставляет преподавателя если не изменить, то во всяком случае скорректировать свое привычное, традиционное восприятие того или иного героя, той или иной проблемы. И не нужно добиваться, чтобы ребята непременно приняли «нужную», с точки зрения педагога, позицию. Важно, чтобы они научились с уважением к ней относиться, учитывать ее, считаться с ней. Ведь мы сами далеко не всегда готовы принять точку зрения наших детей на то или иное современное произведение, не всегда справляемся с соблазном назвать их не заслуживающей внимания ерундой, чушью и вообще не литературой. В то время как современный подросток видит в этой «чуши» какие-то порой непонятные нам глобальные проблемы, которые чрезвычайно ему интересны. Если мы не относимся с уважением к их вкусам, их книгам, их фильмам, то почему же ждем понимания в ответ?
Пересмотрев традиционные подходы к преподаванию литературы в старших классах, сделав акцент на личность ученика, его субъективное восприятие литературного произведения и научив его адекватно оценивать объективную сторону произведения, можно достигнуть осознанности обучения. Таким образом можно сделать определенные шаги к формированию личности, способной к адекватной, грамотной и нравственной оценке произведений литературы.
Кафедра Русской Словесности © 2013 Все права защищены