ДАТЫ ЭКЗАМЕНОВ | ОГЭ | ЕГЭ |
РУССКИЙ ЯЗЫК → | 3 июня | 30 мая |
ЛИТЕРАТУРА → | 7 июня | 27 мая |
Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением.
Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.
По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:
Повествовательное (с сюжетным содержанием)
Описательное (или с элементами описания)
Изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения)
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов, что, несомненно, затрудняет работу ребенка. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.
Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т.д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
Типичная погрешность учеников — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы помочь ребенку успешно справиться с повествовательным текстом, нужно вместе с ним уточнить тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы (то есть разделить на смысловые части) и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если ученик ответит для себя на следующие вопросы:
Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
Как автор относится к персонажам?
Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
Сюжетное изложение дисциплинирует мысль, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, учит отделить главное от второстепенного, менее значимого, раскрыть композицию и идею произведения.
Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков. При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую, казалось бы, незначительную мелочь, составляющие общую картину.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, попробуйте задать ребенку вопросы:
Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
Какие средства языка использованы?
В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
Последний вид — изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет школьников, даже старшеклассников. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
Выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
Уточнение основной мысли высказывания;
Построение рассуждений со сложной аргументацией;
Отбор языковых средств;
Воспроизведение текста от третьего лица;
Построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
Если помочь ребенку с написанием хотя бы нескольких изложений, то его дальнейшая самостоятельная работа в этом направлении, несомненно, будет успешной.
Кафедра Русской Словесности © 2013 Все права защищены